Каждый автомобиль имеет стекла (переднее, боковые, заднее), которые не только влияют на внешний облик машины, но и защищают водителя и пассажиров от различных неприятностей. Какие стекла используются в автомобилях, и какие у них свойства должны знать все автолюбители.
Для лобовых стекол используют стекло противоударной конструкции, произведенное по особой технологии. Его называют «триплекс». Этот материал изобрел Эдуард Бенедиктус в далеком 1903 году. Это многослойное стекло может состоять из двух или более силикатных или органических стекол, склееных между собой особой полимерной пленкой, способной удерживать осколки во время удара об него. Иногда для склеивания стекол используется фотоотверждаемая композиция. Наиболее часто для склеивания применяют поливинилбутираль. Используемое в производстве триплекса органическое стекло разделяют на полиметилметакрилатное и поликарбонатное, а силикатное - на кальций- или натрийсодержащее и алюмоборосиликатное.
Чаще всего триплекс изготавливают особым методом: прессованием при нагреве. Такое стекло настолько прочное, что его используют для остекления и таких транспортных средств, как поезда, суда, самолеты. Сейчас популярно остекление триплексом окон, фасадов зданий. Применяют триплекс и при бронировании различных объектов. Существует несколько видов специальных триплексов: зеркальный, цветной, электрохромный, с электрообогревом, с шумопоглощающими свойствами.
Триплекс может изготавливаться такими способами:
1. По так называемой «заливной технологии» листы стекла промазывают специальной жидкостью, превращающейся под действием ультрафиолета в прочную полимерную пленку.
2. Пленочный триплекс, который нередко называют ламинированным, производят, проклеивая стеклянные полотна уже готовой полимерной пленкой. Эта конструкция отправляется в специальный автоклав и выдерживается при высокой температуре определенное время. При использовании для соединительного слоя полимерной склеивающей пленки заготовку стекол подвергают прессованию под давлением в 8-2Мн/м2 при температуре, превышающей на 40-50 °С температуру текучести самой пленки. Полимерная пленка склеивает стеклянные полотна, как клей.
3. Наиболее современный метод производства триплекса - безавтоклавная пленочная технология. В результате получается многослойное стекло, превосходящее по качеству и «заливочный» и «обычный» пленочный триплекс. Процесс состоит из таких этапов: мойка стекла; составление пакета из стекла и пленки; нагревание при вакууме в конвекционной камере; выдержка 20-40 мин. при температуре 130-140 °С; охлаждение в вакууме. Это автостекло является самым дорогостоящим.
При таком производстве получается высокопрочное стекло. Во время разбивания лобового стекла из триплекса осколки не разлетаются, а остаются на своем месте, поскольку их удерживает прочная пленка. При этом на триплексе появляется характерная паутинообразная сеть трещин. Для достижения самой большой прочности между собой склеивают несколько листов стекла. Кроме этого, пленочный триплекс может быть цветным.
Его получают при помощи окрашенной пленки. Триплекс может иметь заводскую 5% тонировку зеленоватого, голубого, бронзового оттенка. Он может иметь специальную защитную полоску от солнечных лучей зеленого, бронзового, голубого или серого цвета. Триплекс часто имеет атермальную тонировку, повышающую теплопоглощение автостекла. Это стекло способно хорошо поглощать свет, тепло и обладает достаточной степенью звукоизоляции.
Качество склеивания триплекса зависит от качества пленки или клея. На него влияет и качество подготовки самой поверхности стекол, поскольку именно она определяет степень адгезии. Если стекла не были равномерно очищены в триплексе возможно образование мелких пузырьков и областей, отличающихся низкой прочностью склеивания. Контролируют качество поверхности приборами для определения контактного угла смачивания поверхности. Поскольку этот угол должен быть довольно малым, поверхность стеклянного полотна должна быть гидрофобной.
Готовый триплекс проходит различные тесты и проверки. Наиболее важными считаются испытания на сопротивляемость ударам, свету (радиации), пробиванию, температуре, влажности, тепловому удару, раскалыванию, устойчивостью к распаданию на осколки. Россия регламентирует качество триплекса специальным стандартом (ГОСТ 5727-88).